23.06.2023 Новости Севастополя. Похоже в Севастополе намечается очередной скандал в сфере пассажирского транспорта. Традиционно власти города задумали изменить маршрутную сеть, закрыв несколько популярных маршрутов. При этом, мнения севастопольцев никто не спросил, а об общественных слушаниях никто не слыхивал. Да и мнение самих перевозчиков, обслуживающих маршруты тоже никого не интересует.
Предыдущее реформирование сети пассажирских перевозок привело к дроблению некоторых маршрутов, что создало значительные неудобства для пассажиров и фактически увеличению стоимости поездки из-за необходимости пересаживаться с одного маршрута на другой. Мнение возмущенных горожан было проигнорировано. На этот раз общественный резонанс вызвало желание Департамента транспорта сократить несколько популярных и востребованных маршрутов. Но обо всем по порядку.
Речь идет об отмене маршрутов №2, 14, 20, 30, 34, 44, 66, 84, 85, 92, 94, 95, 105, 107, 109, 112, 195.
Критическую массу недовольства населения вызывает сокращение таких маршрутов, как 2, 14, 84, 94, 95, 105, 107, 109, 112 – т.е. маршрутов состоятельность и необходимость которых доказана годами — рентабельных, пользующихся спросом, интересных, как населению, так и перевозчикам.
Разбираясь в вопросе для чего, зачем и с какой целью, хотелось бы вернуться в события лета 2021 года. Дело в том, что в 2021 году Департаментом транспорта с целью разработки Документа планирования регулярных перевозок на 2021 – 2026 год была предпринята первая попытка порезать маршрутную сеть. На тот момент планировалось отменить 11 маршрутов и ввести 3 новых, но хитрость документа заключалась в том, что помимо прописанных к отмене маршрутов, 26 действующих маршрутов в документе попросту не фигурировали. То есть, с принятием документа они исчезали из маршрутной сети автоматически, без обоснований и причин. Кстати, были и такие, которые якобы не изменялись, но схема движения менялась кардинальным образом. У Департамента по этим вопросам в 2021 году не «срослось», выручили депутаты и общественники, волна негодования не позволила ввести документ в действие, маршрутная сеть осталась практически в неизмененном виде. Таким образом, никто не пострадал кроме бюджета города, т.к. сама разработка маршрутной сети обошлась городу в 14 млн. руб. И заметьте, никто не понес ответственности за нанесенный ущерб городу. И даже наоборот, некоторые чиновники пошли на повышение.
Новая метла…
Начиная с марта 2014 года власти города стремились создать маршрутную сеть таким образом, чтобы из одного конца города можно было добраться до другого без пересадок. С одной стороны это удешевляло проезд – пассажиры платили один раз, с другой – это разгружало транспортный поток и соответственно минимизировало вероятность образования пробок, которые в последние несколько лет стали серьезной проблемой для Севастополя.
Однако, с приходом в Севастополь молодых руководителей — технократов, все что создавалось и совершенствовалось в течении многих лет подверглось системному разрушению. Как говорится: новая метла метет по-новому.
Какой смысл молодым «гениям» технократам изобретать велосипед, тем более, когда все прекрасно работает и все довольны? С одной стороны, любая перестройка – это мотивированное выделение новых средств из бюджета. Кто, и как их будет осваивать, это не менее интересный вопрос, но сегодня разговор не об этом.
С другой стороны, изобретение «велосипеда», это поиск схем увеличения поступлений средств в бюджет. Только получается, что дополнительные поступления происходят не за счет улучшения и контроля за графиком движения пассажирского транспорта, а за счет пассажиров, у которых значительно увеличились транспортные расходы в связи с дроблением и переориентированием уже привычных маршрутов.
Хотелось, как лучше, а получилось…
Еще один интересный момент – в 2014 году пассажирские перевозки, на ряду с госпредприятием «Севэлектроавтотранс» обслуживало 14 частных перевозчиков. Никто никому не мешал, все работали слаженно, а госпредприятие по итогам года работало пусть и с небольшой, но прибылью. По итогам года у госпредприятия всегда оставалось на счетах 1-2 млн руб. На сегодняшний день всего 5 частников, а у «Севэлектроавтотранса» разного рода долгов и судебных исков на несколько миллиардов рублей.
Казалось бы, нет ничего странного в том, что власть отдает приоритет в обслуживании маршрутов госпредприятию, тем более, что после 2014 года там произошло серьезное обновление подвижного состава – появились новые троллейбусы, новые автобусы различного класса. Но опыт показывает, что практически все маршруты, отобранные у частников и переданные государственному перевозчику «посыпались». Севастопольцы не однократно отмечали, что как только очередной маршрут переходит от частного перевозчика к «Севэлектроавтотрансу», сразу же начинаются серьезные проблемы с нарушением графика движения. Людям приходится ждать на остановках своего автобуса или троллебуса 30-45 минут, при стандарте 5-10 минут (конечно, это не на всех маршрутах). По информации диспетчерской госпредприятия, куда часто звонят возмущенные граждане, соблюдению графиков мешают: то постоянные пробки, то неожиданная поломка Газозаправочной станции, то поломка автобуса, то ремонт дорог и много другое — на что хватает фантазии у перевозчика. Наверное, все знают поговорку про плохого танцора… А судя по частоте смены руководителей «Севэлектроавтотранса» – с 2014 года на предприятии поменялось – 7 директоров. Вот и выходит, что танцор действительно плохой.
Ярким примером причин и следствий попыток Департамента поставить на ноги «Севэлектроавтотранс» является печальная история перевозчика ООО «Федчишен».
Во время последнего конкурса в 2019 году, по каким-то «необъяснимым» причинам лоты распределили таким образом, что маршруты, которые ранее обслуживал Федчишен ушли в лот, предназначенный для ГУП, лот был сформирован настолько большой и на таких условиях что Федчишену и любому другому частнику заявиться на него было просто невозможно, т.к. ни количества транспорта, указанного в техническом задании, ни класса машин большого класса у них просто не было. Техзадание было написано исключительно под «Севэлектроавтотранс». Так маршруты №№3, 9, 103, 104 плавно перекочевали в лот ГУПа, а Федчишену с барского плеча подкинули №№ 12А, 13А, 44, 63 из числа ранее разработанных для ГУПа, но не возымевших успеха. Выбор у предпринимателя был невелик, либо заявляться на то, что есть, либо не заявляться вообще, надеюсь объяснять не надо что те маршруты, которые у него забрали были коммерчески выгодны, а те что отдали коммерчески провальными.
На этом история не закончилась, естественно Федчишен, выполняя работу по маршрутам, которые ему достались имел определенные проблемы, а на получаемые от Департамента замечания реагировал каждый раз одинаково – т.е. просил пересмотреть трассы маршрута, расписания, количество рейсов, т.е. просил оптимизировать полученный лот в пользу прибыльности и здравого смысла. Однако, его почему то не слышали или не хотели слышать. В итоге, всё это переросло в личностный конфликт, повлекший за собой расторжение контракта с Федчишеным и заключение контракта на маршруты Федчишена с ГУПом.
Всё как бы логично, один перевозчик не справился и был заменен другим, но как говориться есть нюанс, и он не один. Стоимость заключенного в ГУПом контракта была выше чем стоимость контракта с Федчишеным, и уже в течении двух месяцев после выхода на линию транспорта ГУПа все маршруты были оптимизированы под перевозчика в соответствии с предложениями Федчишена. Так маршруты №№5, 12А, 13А, 63 были сокращены вдвое — по трассам маршрутов все пошли до 5 км., а пятерка до Токарева, 120 уничтожили как таковой.
Выводы делайте сами. Но если вы подумали о том, что прибыльность ГУПа после этого выросла, то это не так. А что касается качества обслуживания, то тут уж пусть пассажиры, пользующиеся данными маршрутами сами, дадут оценку, не думаю, что она будет положительной.
История, случившаяся с ООО «Федчишен» коснулась и других городских перевозчиков по всем маршрутам обслуживающих Байдарскую долину, всех Инкермановских маршрутов, всех маршрутов Балаклавы, всех маршрутов Фиолента и т.д. Эта ситуация очень напоминает вокзальную игру наперсточников.
Другими словами, Правительством Севастополя куплен транспорт, выделена (отжата) маршрутная сеть из наиболее востребованных маршрутов, обозначена наибольшая контрактная стоимость работы, т.е. оплата из бюджета за транспортную деятельность в разы выше, чем у частников, ежегодно выделяются миллиарды дотаций из бюджета города на погашение всяческих задолженностей ГУПа, а результат тот же, убытки, загубленные маршруты, выкачка денег из бюджета.
Как мы видим рост выручки обратно пропорционален прибыли. Убыток с 2016 года более 3-х миллиардов, т.е. в среднем по 500 млн. в год, или 1,3 млн. в день, не говоря о дотациях Правительства. Ну и, если представить, что в городе проживает 500 000 человек, это по 3 рубля с каждого ежедневно, или 90 рублей ежемесячно — за просто так — вынь и положи. При этом, за проезд все равно приходится платить.
Для примера отчетность частных предприятий. Сразу скажу, дела у всех идут с переменным успехом, но тем не менее все в прибыли.
Что касается частников, то транспорт они закупают сами, обновили 70% подвижного состава, несмотря на все препятствия и зажимания имеют прибыль, выплачивают налоги, выполняют работу по крайней мере не хуже ГУПа, а в большинстве случаев лучше. Другими словами, из города ничего не тянут, в город отдают.
Чувствую, что сейчас пойдут голоса о заказухе. Но… граждане, дорогие, все кто пользуется именно общественным транспортом вполне объективно могут оценить качество его работы.
Севэлектроавтотранс может лишь отличиться пока ещё новыми машинами, закупленными Правительством, но тут тоже есть нюанс. Около половины закупленного транспорта, и это без преувеличений, на линию не выходит.
Причины
Теперь давайте поговорим о причинах ухудшения работы пассажирских перевозок. Логично, что госпредприятие получило от частников все самые прибыльные маршруты. Тогда почему предприятие находится в долгах, как в шелках?
Все очень просто – не знаю где находят руководителей ГУПа, а меняются они ежегодно, но вопрос даже не в личностных качествах этих самых руководителей, вопрос в том, что даже если этот руководитель толковый, а были и такие, то он просто не успевает вникнуть во все нюансы и предвидеть все последствия и его снимают, снимают как правило из политических предпочтений, ГУП вообще крайне политизирован, некоторые задачи, ставящиеся ГУПу вообще ничего общего с коммерцией, не имеют.
Второе, долги предприятия на первый взгляд, это проблема предприятия и Департамента транспорта. Но…, совершенно логично, что для того чтобы вывести предприятие из долгов необходимо повысить выручку предприятия. А как это сделать?
— повысить стоимость проезда;
— раздробить маршрут, чтобы получить двойную оплату за переезд каждого пассажира от одного конца города в другой. И это только в один конец, а если пассажир возвращается обратно тем же направлением, то получается, что стоимость проезда увеличивается в 4 раза.
— забрать самые прибыльные маршруты у частных перевозчиков.
Руководитель одного из частных автотранспортных предприятий рассказывает:
«Раньше при проведении конкурса на маршруты каждое предприятие получало по нескольку хороших (прибыльных) маршрутов, а в нагрузку обязательно несколько «мертвых» (убыточных). Таким образом соблюдался и баланс доходности предприятия и «мертвые» маршруты обслуживались. Что происходит сегодня — с каждым годом прибыльные маршруты передаются «Севэлектроавтотранс» (ему ведь надо погашать долги), а частникам оставляют убыточные, что естественно негативно сказывается на прибыльности», — рассказал директор частного предприятия перевозчика.
По его словам, и это еще не все. В 2016-2019 году власти города при проведении конкурсных процедур стали предъявлять требования к безопасности пассажирского транспорта. То есть, при проведении конкурса на маршрут приоритет отдается тому предприятию, у которого не менее 70% подвижного состава не старше 5 лет. Перевозчики с пониманием отнеслись к данному требованию. Но для обновления подвижного состава до такого уровня необходимо сразу внести от 50 до 100 млн руб. Таких сумм нет ни у одного предприятия в обороте, а это значит, что перевозчики начали брать кредиты или оформлять долгосрочный лизинг. Окупаемость таких вложение составляет 5-7 лет. Сказано, сделано. На улицах Севастополя появились новые автобусы. Все бы хорошо, но какой-то «умник» в 2019 решил переписать техническое задание предстоящего конкурса на маршруты под параметры «Севэлектроавтотранс». Таким образом, частник, который влез в кредиты и лизинг для модернизации предприятия автоматически лишается маршрута. Это по сути, уничтожение частного предприятия. Однако, похоже, что кое кто не слышит Президента России Владимира Путина, который постоянного говорит о необходимости государственной поддержки частного бизнеса.
Какие маршруты будут ликвидированы, и что нас ждет
По информации из открытых источников полной или частичной ликвидации подлежат следующие маршруты: 6,13,14,34,39,44,53,60,66,80,84,94,95,105,107,109,112,195.
В основном ликвидации подлежать маршруты, которые обслуживаются частными перевозчиками. А из схемы обслуживания «Севэлектроавтотрансом» удаляются только нерентабельные или существующие на бумаге маршруты.
О том, что нас ждет дальше прокомментировал руководитель частного атотранспортного предприятия: «Естественно, что ликвидация маршрутов приведёт к серьёзным перебоям в работе пассажирского транспорта. Исходя из опыта, могу сказать, что госпредприятие не справится с увеличенной нагрузкой. Там начнут перестраивать схемы и графики движения, начнут перебрасывать транспортные средства с одного маршрута на другой. Это безусловно будет способствовать сбоям в обслуживании маршрутов. Далее, поднимется волна недовольных граждан. Власти поддержат эту волну и заявят, что мол, «идя на встречу общественному мнению мы восстанавливаем некоторые самые популярные маршруты». И назначают новый конкурс. Как вы понимаете, конкурс выиграет «Севэлектроавтотранс». Таким образом из 5 перевозчиков на маршрутах останется 2-3. И то, их оставят только для того, чтобы не нарушать антимонопольного законодательства. Не уверен, что такая схема решит проблему долгов и судов госпредприятия. Возможно, частных перевозчиков полностью удалят с городских маршрутов и перебросят их на обслуживание исключительно пригородных сел. Госпредприятие не очень любит эти маршруты».
На вопрос: какой выход он видит из создавшегося положения руководитель ответил: «Во-первых, надо научиться уважать труд других. Слушать чаще и внимательнее, о чем говорит наш Президент. Во-вторых, люди всегда должны иметь выбор на каком транспорте им удобнее ехать. Кто-то предпочитает троллейбусы из-за комфорта и кондиционера, кто-то топики из-за быстроты доставки до пункта назначения, кто-то не хочет долго ждать троллейбуса на остановке и садится в частный ПАЗик. Представьте, вы заходите в магазин, а там на прилавках лежит один сорт колбасы, один сорт сыра, молоко одной торговой марки и т.д. Конечно, это тоже еда, но выбор должен быть всегда. Кроме того, важно соблюдать принцип преемственности: не тобой построено, не тебе разрушать. Если есть интерес к разрушению — строй и делай со своим творением все что захочешь».
Подведу смысловой итог – все манипуляции Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя никак не связаны с улучшением транспортного сообщения и защитой интересов граждан, хотя бы по тому, что с гражданами никто не советуется, а общественные слушания если и назначаются, то проходят формально – т.к. решение уже принято заранее. Направленность данных реформ – монополизация рынка перевозок государственным перевозчиком, который не в состоянии справиться с возрастающими нагрузками и, как говорилось выше, получение дополнительных средств из бюджета, которые будут осваивать… те кому положено.
Алексей Воронов