Это интересно: Кто придумал новогоднюю елку

Это интересно: Кто придумал новогоднюю елку

РИА Севастополь. 05.01.2021. В западной культуре образ ёлки известен, прежде всего, как один из главных символов Рождества — история этой традиции насчитывает уже шесть веков.

В конце XVI века под влиянием распространяющегося протестантизма обычай дарить подарки по случаю окончания года сместился с 6 декабря (день Св. Николая) на 24 декабря. С этого момента ель становится рождественским атрибутом новой религии, а главным символом — младенец Иисус (Christkindel), вместо святого Николая, который ассоциировался с языческими культами. В центре празднований с тех пор находилась рождественская ёлка, в основание которой стали класть подарки.

Основными элементами символики убранства рождественской ели в этот период считаются традиционные красные яблоки, но всё чаще используют разноцветные бумажные обёртки в форме роз. Цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о «корне Иессееве» — дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса, намекая на происхождение Спасителя. А еще, цветы на ёлке напоминали о словах рождественского гимна Es ist ein Ros entsprungen («Выросла роза»), написанного как раз в ту эпоху.

Традиционное празднование Рождества в Германии в XVI веке. Источник: wikipedia.org
Традиционное празднование Рождества в Германии в XVI веке. Источник: wikipedia.org

В русской культуре ель была наделена различными сакральными значениями и ассоциировалась в основном с разного рода нечистью (чертями, лешими и прочими обитателями дремучих лесов). Слово «ель» образовалось из народного просторечия «ёлс» — одного из имен лешего, черта: «А коего тебе ёлса надо?» Ель традиционно считалась у славян деревом смерти, о чем сохранилось немало свидетельств. Существовал даже мрачный обычай: самоубийц закапывали между двумя елками.

В России елка как рождественский атрибут появилась гораздо позже. В начале XVIII века Петр I после своего путешествия в Европу издает указ, согласно которому предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а начало нового года («новолетие»), до того отмечавшееся на Руси 1 сентября, перенесли на 1 января, как во всем остальном христианском мире. В этом указе давались также рекомендации по организации новогоднего праздника. Примечателен тот факт, что ель фигурировала в основном как городское украшение, и в домах ее никто не ставил, а приоритет был отдан праздничным фейерверкам. Символом Рождества в России елка станет лишь в начале XIX столетия. Первые рождественские ели появились в домах петербургских немцев, которые ревностно оберегали привезенные с родины обычаи.

Маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I. Картина В. Сурикова. Источник: wikipedia.org
Маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I. Картина В. Сурикова. Источник: wikipedia.org

Предположительно мода на елки, как символ Рождества, распространилась при Николае I в конце 1830-х годов, после чего, по примеру царской семьи, ели стали устанавливать в знатных столичных домах. Постепенно рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга. Во многом этому поспособствовали печатные СМИ, которые десятью годами позже заговорили о рождественской елке как о диковинном украшении.

В канун Рождества 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга был впервые поставлен балет «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского. С тех пор традиция постановки «Щелкунчика» на Рождество стала широко известной в европейских странах, а музыка к балету сопровождает праздничные ёлки во многих странах.

Сцена из балета Щелкунчик в Мариинском театре, 1892. Источник: wikipedia.org
Сцена из балета Щелкунчик в Мариинском театре, 1892. Источник: wikipedia.org

После революции мода на елки никуда не исчезла, и даже в 1918 году М. Горький и Н. А. Бенуа выпустили новогоднее издание для детей «Ёлка», оформленное красочными тематическими иллюстрациями известных художников. Печальный поворот в традиции празднования Рождества произошел после смены календарей, когда в стране был введен григорианский календарь, и Новый год поменялся местами с Рождеством. Резко снизился статус праздника к 1922 году, что обусловлено ростом официальной пропаганды, направленной против религиозных праздников.

К началу 30-х годов отменили даже «комсомольские елки», объявив эту традицию пережитком прошлого. Очередной поворот в этой истории произошел к середине десятилетия.

РИА Севастополь — Новости мира

Источник: Diletant.media

(Visited 5 times, 1 visits today)